"С чего начинается Родина?"
Доступные файлы
Файлы не загружены.
Похожие обсуждения
Галина
Началось обсуждение Галина 4 часа(-ов) назад 13 минут(-ы) назад
Гаврилова Галина Вячеславовна
«Конструирование гражданской и культурной идентичности: от «малой родины» к «большому миру»
СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ «ОЦ» им.Е.М.Зеленова
Пгт. Новосемейкино
Воспитатель
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Сегодня в условиях глобализации и м многообразия мира важно помочь маленькому человеку найти своё место в нём. Этот путь лежит через последовательное и бережное движение от «малой родины» к «большому миру». Наша задача – помочь ему выстроить «пирамиду идентичности», где прочным фундаментом является как раз «малая родина». А что же такое идентичность? Если говорить просто, идентичность – это ответ на вопрос «Кто я?». Для ребёнка это сложное понятие складывается из множества компонентов: я – сын/дочь, я – воспитанник детского сада, я – житель своего посёлка, я – часть своей семьи, своего народа, своей страны. Для ребёнка-дошкольника мир начинается с его непосредственного окружения. Это та отправная точка, которая ему понятна и эмоционально близка. На этом этапе желательно у детей сформировать чувство принадлежности к семье, детскому саду, улице, городу/посёлку. Воспитать эмоционально-положительное отношение к местам, где ребёнок родился и живёт. Развить интерес к ближайшему природному и культурному окружению. Для решения этих задач можно применить вот такие практические формы работы:
- составление «Генеалогического древа», альбомов «Моя семья», беседы о профессиях родителей, традициях семьи.
- проекты «Наш любимый детский сад», создание символики группы, праздники и традиции коллектива.
- целевые прогулки по улице, к знаковым местам (памятник, площадь, озеро).
Рассматривание фотоальбомов, рисование «Мой двор», «Дом, в котором я живу».
- экологические тропы, наблюдения за сезонными изменениями, знакомство с местными растениями и животными.
Вывод: положительный опыт взаимодействия с «малой родиной» рождает в ребёнке чувство защищённости, гордости и ответственности. Это та основа, на которую можно нанизывать следующие, более сложные пласты идентичности.
Следующий этап: «Большая Родина» - Россия как культурно-гражданская общность. Отталкиваясь от любви к своему дому и улице, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их «малая родина» - часть огромной страны. Здесь стоят такие задачи:
-Формировать первоначальные представления о России как о многонациональном государстве.
- Знакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн).
Воспитывать уважение к культурному разнообразию народов России.
- Приобщать к основным общенациональным ценностям и праздникам (День Победы, День России, Масленница и др.).
Практические формы работы:
- Тематические занятия, творческие работы (аппликация флага, лепка герба), прослушивание гимна в торжественных ситуациях.
- Знакомство с русскими и национальными сказками, народными промыслами (Хохлома, Гжель, Дымка), костюмами, музыкой и танцами.
- Доступные для детского понимания беседы о подвигах людей в годы войны (акцент на смелости, защите слабых), о космонавтах, учёных, прославивших страну.
- Рассматривание картин, фотографий, видео о просторах России. Чтение произведений русских писателей о природе.
Вывод: ребёнок начинает осознавать себя не только «Таней» или «Петей» из Самары, но и гражданином России. Он понимает, что у него большая Родина, с богатой историей и культурой, и он – её часть.
И наконец 3 этап: «Большой мир» - формирование толерантности и глобального мышления. Современный ребёнок с ранних лет сталкивается с элементами других культур: в мультфильмах, еде, путешествиях, общении. Наша задача – научить его правильно воспринимать это многообразие.
Задачи на этом этапе:
-Формировать представление о планете Земля как общем доме для разных народов.
- Воспитывать уважение к культурным различиям и понимание общечеловеческих ценностей (доброта, дружба, семья, помощь, мир).
- Развивать чувство принадлежности к мировому сообществу.
Практические формы работы:
- Тематические недели (В Гостях у сказок мира», «Праздник народов мира»). Знакомство с детскими играми, приветствиями, традиционными блюдами (в виде дегустации или с/р игры «Кафе»), костюмами разных народов.
- Обсуждение сказок и историй, где поднимаются темы добра и зла, щедрости и жадности, мира и войны. Участие в благотворительных акциях (например, «Сытые мордашки» - забота о живом).
- Проекты «Сохраним нашу планету», беседы о воде, воздухе, которые объединяют всех людей. Формирование понимания, что Земля – наш общий дом, и его нужно беречь.
- Использование глобуса, карт, детских энциклопедий, мультфильмов, показывающих жизнь детей в других странах.
Вывод: ребёнок приходит к пониманию, что люди во всём мире, несмотря на различия в языке, цвете кожи и традициях, очень похожи: они любят своих близких, радуются, грустят, играют и мечтают о мире.
Из всего выше сказанного следует, что конструирование гражданской и культурной идентичности – это не цикл отдельных занятий, а сквозная, интегрированная линия, пронизывающая всю образовательную деятельность в ДОУ. Это долгий и тонкий процесс, похожий на выращивание цветка: сначала мы укрепляем корни в почве «малой родины», затем стебель тянется к солнцу «большой Родины», и, наконец, цветок раскрывается, видя и принимая весь «большой мир» во всём его многообразии и единстве. Давайте вместе помогать нашим детям становится гармоничными личностями – любящими свой дом, гордящимся своей страной и открытыми для всего мира.
Список использованной литературы:
1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
2. КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;
3. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия»;
- Вы здесь:
-
Главная
-
Группы
-
Окружная интернет-конференции «Нравственное воспитание дошкольников: вызовы современности и эффективные практики»
-
Обсуждения
- "С чего начинается Родина?"