Галина Началось обсуждение Галина 7 часа(-ов) назад 14 минут(-ы) назад
Гаврилова Галина Вячеславовна

«Конструирование гражданской и культурной идентичности: от «малой родины» к «большому миру»

СП «Детский сад № 17» ГБОУ СОШ «ОЦ» им.Е.М.Зеленова

Пгт. Новосемейкино

Воспитатель

                                 «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Сегодня в условиях глобализации и м многообразия мира важно помочь маленькому человеку найти своё место в нём. Этот путь лежит через последовательное и бережное движение от «малой родины» к «большому миру». Наша задача – помочь ему выстроить «пирамиду идентичности», где прочным фундаментом является как раз «малая родина». А что же такое идентичность? Если говорить просто, идентичность – это ответ на вопрос «Кто я?». Для ребёнка это сложное понятие складывается из множества компонентов: я – сын/дочь, я – воспитанник детского сада, я – житель своего посёлка, я – часть своей семьи, своего народа, своей страны. Для ребёнка-дошкольника мир начинается с его непосредственного окружения. Это та отправная точка, которая ему понятна и эмоционально близка. На этом этапе желательно у детей сформировать чувство принадлежности к семье, детскому саду, улице, городу/посёлку. Воспитать эмоционально-положительное отношение к местам, где ребёнок родился и живёт. Развить интерес к ближайшему природному и культурному окружению. Для решения этих задач можно применить вот такие практические формы работы:

 - составление «Генеалогического древа», альбомов «Моя семья», беседы о профессиях родителей, традициях семьи.

- проекты «Наш любимый детский сад», создание символики группы, праздники и традиции коллектива.

- целевые прогулки по улице, к знаковым местам (памятник, площадь, озеро).

Рассматривание фотоальбомов, рисование «Мой двор», «Дом, в котором я живу».

- экологические тропы, наблюдения за сезонными изменениями, знакомство с местными растениями и животными.

Вывод: положительный опыт взаимодействия с «малой родиной» рождает в ребёнке чувство защищённости, гордости и ответственности. Это та основа, на которую можно нанизывать следующие, более сложные пласты идентичности.

Следующий этап: «Большая Родина» - Россия как культурно-гражданская общность. Отталкиваясь от любви к своему дому и улице, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их «малая родина» - часть огромной страны. Здесь стоят такие задачи:

-Формировать первоначальные представления о России как о многонациональном государстве.

- Знакомить с государственной символикой (флаг, герб, гимн).

 Воспитывать уважение к культурному разнообразию народов России.

- Приобщать к основным общенациональным ценностям и праздникам (День Победы, День России, Масленница и др.).

 Практические формы работы:

 - Тематические занятия, творческие работы (аппликация флага, лепка герба), прослушивание гимна в торжественных ситуациях.

- Знакомство с русскими и национальными сказками, народными промыслами (Хохлома, Гжель, Дымка), костюмами, музыкой и танцами.

- Доступные для детского понимания беседы о подвигах людей в годы войны (акцент на смелости, защите слабых), о космонавтах, учёных, прославивших страну.

- Рассматривание картин, фотографий, видео о просторах России. Чтение произведений русских писателей о природе.

Вывод: ребёнок начинает осознавать себя не только «Таней» или «Петей» из Самары, но и гражданином России. Он понимает, что у него большая Родина, с богатой историей и культурой, и он – её часть.

И наконец 3 этап: «Большой мир» - формирование толерантности и глобального мышления. Современный ребёнок с ранних лет сталкивается с элементами других культур: в мультфильмах, еде, путешествиях, общении. Наша задача – научить его правильно воспринимать это многообразие.

Задачи на этом этапе:

-Формировать представление о планете Земля как общем доме для разных народов.

 - Воспитывать уважение к культурным различиям и понимание общечеловеческих ценностей (доброта, дружба, семья, помощь, мир).

- Развивать чувство принадлежности к мировому сообществу.

Практические формы работы:

- Тематические недели (В Гостях у сказок мира», «Праздник народов мира»). Знакомство с детскими играми, приветствиями, традиционными блюдами (в виде дегустации или с/р игры «Кафе»), костюмами разных народов.

- Обсуждение сказок и историй, где поднимаются темы добра и зла, щедрости и жадности, мира и войны. Участие в благотворительных акциях (например, «Сытые мордашки» - забота о живом).

- Проекты «Сохраним нашу планету», беседы о воде, воздухе, которые объединяют всех людей. Формирование понимания, что Земля – наш общий дом, и его нужно беречь.

 - Использование глобуса, карт, детских энциклопедий, мультфильмов, показывающих жизнь детей в других странах.

Вывод: ребёнок приходит к пониманию, что люди во всём мире, несмотря на различия в языке, цвете кожи и традициях, очень похожи: они любят своих близких, радуются, грустят, играют и мечтают о мире.

Из всего выше сказанного следует, что конструирование гражданской и культурной идентичности – это не цикл отдельных занятий, а сквозная, интегрированная линия, пронизывающая всю образовательную деятельность в ДОУ. Это долгий и тонкий процесс, похожий на выращивание цветка: сначала мы укрепляем корни в почве «малой родины», затем стебель тянется к солнцу «большой Родины», и, наконец, цветок раскрывается, видя и принимая весь «большой мир» во всём его многообразии и единстве. Давайте вместе помогать нашим детям становится гармоничными личностями – любящими свой дом, гордящимся своей страной и открытыми для всего мира.

                               Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;

2. КнязеваО.Л., Стеркина Р.Б. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

3. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия»;