Доступные файлы

Похожие обсуждения

Актуальность. Современный этап развития образования характеризуется переходом от парадигмы «знаний» к парадигме «компетенций». Функциональная грамотность, понимаемая как способность человека эффективно действовать в различных жизненных ситуациях, используя приобретенные знания и умения, становится ключевым результатом школьного обучения. В условиях реализации обновленных ФГОС современная школа ориентирована на формирование функциональной грамотности, ключевым компонентом которой является креативное мышление. В контексте биологического образования это предполагает переход от усвоения готовых фактов к умению применять знания для решения открытых, жизненных проблем.

Возникает необходимость представить и обосновать систему методов и приемов формирования креативного мышления учащихся на уроках биологии через работу с нестандартными учебными задачами.

В статье раскрывается сущность креативного мышления как способности генерировать оригинальные идеи и находить неочевидные решения. Урок биологии, в силу своего содержания является идеальной площадкой для развития данного навыка.

Каждый тип задач проиллюстрирован конкретными примерами для разных разделов биологии. Представлены результаты, ориентированные не на единственно верный ответ, а на беглость, гибкость и оригинальность мышления учащихся.

Материалы статьи содержат готовые методические инструменты для учителей биологии, позволяющие трансформировать традиционный урок в пространство для исследовательской и творческой деятельности, тем самым напрямую способствуя достижению метапредметных образовательных результатов.

В свете обозначенных требований, центральной проблемой практикующего учителя биологии становится поиск эффективных педагогических инструментов, позволяющих трансформировать урок из площадки по трансляции знаний в лабораторию по выращиванию креативной мысли. Рассмотрим, какие нестандартные задачи могут стать таким инструментом.

Задачи по типу «Биологический мозговой штурм».

1. «Что произойдет, если у всех растений исчезнет способность к фотосинтезу?» (Один из вариантов ответа: выживут только те, кто научится фотосинтезировать кожей или заключать союзы с хемосинтезирующими бактериями. Появятся люди-кактусы и дети-шахтеры, чей дом — глубинные пещеры с подземными источниками.)

2. Спроектируйте новое животное для жизни в глубинах океана с параметрами: способ питания, способ защиты, способ передвижения. (Один из вариантов ответа: гипнотизирует жертв и «высасывает» нервную энергию, оставляя их живыми, но обездвиженными, мгновенно копирует внешность любого хищника, вводя его в ступор, выстреливает струей газа для рывка, а для плавания вибрирует плавниками, создавая вокруг себя поток воды).

 Учебные задачи на развитие оригинальности мышления.

1. Сравните клетку с городом. Что будет аналогом электростанции, завода, полиции, мэрии, транспортной системы? (Один из вариантов ответа: электростанция → митохондрии, сжигают глюкозу для выработки энергии АТФ; завод → рибосомы - фабрики, на конвейере (ЭПС) по чертежам (иРНК) собирают детали (белки); полиция → лизосомы, которые ловят вандалов (вирусы); мэрия → ядро, где хранятся все планы развития и отдаются приказы).

2. Изучите строение крыла птицы и летучей мыши, предложите дизайн эффективного ветрогенератора или дрона. (Один из вариантов ответа: лопасти повторяют анатомию крыла морской птицы, гибкие перья-сегменты автоматически меняют форму при порывах ветра; дрон имеет

каркас из «пальцев» с эластичной мембраной, как у летучей мыши, может складываться в узкие щели, летать бесшумно и парить на восходящих потоках, экономя заряд).

 Учебные задачи на развитие разработанности мышления.

1. Вы – сотрудник научно-исследовательского института. Вам поручили создать идеальный организм-симбионт для очистки водоемов от микропластика. (Один из вариантов ответа: организм губка-чистильщик плавает в воде, как медуза, впитывает микропластик как губка. Внутри него живут особые бактерии, которые превращают пластик в безвредный гель, а когда он наполняется, то опускается на дно, где его съедают рыбы без вреда для их здоровья, становясь частью пищевой цепи).

2. Напишите рассказ от имени эритроцита, путешествующего по кровеносной системе человека, который только что переболел COVID-19. Опишите его встречи с лимфоцитами, макрофагами, поврежденными клетками. (Один из вариантов ответа: COVID ломал дороги, лимфоциты-спецназ орали «Чужой!». Теперь штурмуют только температуру. Антитела-гаишники сверяют документы. «Проезжай, свой!» Возим кислород. По чистым сосудам. Как по отремонтированной трассе).

Учебные ситуации (кейсы) и проекты.

1. Создайте «фоторобот» или 3D-модель самого необычного найденного вами существа. (Один из вариантов ответа: инопланетный розовый червь с щупальцами осьминога, имеет один глаз и рот-присоску, копает грунт, плавает в подземных водах, светится в темноте, размножается делением, как амёба, обитает в пещере на глубине 2 км).

2. Выберите один из типов клеток, создайте ее модель в виде кулинарного блюда, арт-объекта из вторсырья, костюма для показа мод, где элементы костюма отражают функции органоидов. (Один из вариантов ответа: клетка-бургер: булка — мембрана, котлета — цитоплазма, сыр — ЭПС, лук — ядро, соус — аппарат Гольджи, семена кунжута — рибосомы).

Таким образом, систематическое использование таких задач и ситуаций превращает биологию из науки о запоминании фактов в живую, динамичную дисциплину, где ученик становится не пассивным получателем знаний, а активным исследователем и творцом. Они учат школьников видеть систему и взаимосвязи, применять знания в новых, нестандартных контекстах, создавать модели и аналогии для объяснения сложных явлений.

Формирование креативного мышления – это стратегическая инвестиция в будущее детей. Интегрируя его в образовательный процесс как стержневой компонент функциональной грамотности, школа выполняет свою главную миссию: готовит не просто знающего, а мыслящего, гибкого и способного к созиданию человека, готового к жизни в современном сложном мире.

Мыслить как ученый — выдвигать и обосновывать гипотезы - это и есть практическое формирование функциональной грамотности и креативного мышления в рамках школьного предмета.

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие – М.: Некоммерческое партнерство «Телешкола», 2020. – 84 с. – Режим доступа: https://np-tochka-rosta.ru/upload/iblock/466/466916b0c8c24c84c57324a3c1d035d9.pdf

2. Казакова Е.И., Тарханова Л.З. Развитие креативного мышления учащихся в контексте требований ФГОС // Современная зарубежная психология. – 2022. – Т. 11. – № 1. – С. 91–100. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/jmfp/2022/n1/Kazakova_Tarkhanova.shtml

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении – М.: Директ-Медиа, 2022. – 392 с. – ISBN 978-5-4499-2934-7

4. Гильбух Ю.З. Креативное мышление: теория и диагностика // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28. – № 1. – С. 85–97. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/2023/n1/Gilbukh.shtml

5. Торшина К.А. Современные образовательные технологии развития креативности школьников – СПб.: Нестор-История, 2021. – 228 с. – ISBN 978-5-4489-1762-8

Ответы
Светлана
Светлана Представленный Наталией Аликовной комплекс учебных задач — это блестящий пример того, как можно превратить изучение биологии из процесса пассивного... Показать больше 20 часа(-ов) назад 9 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment
Светлана
Светлана Ключевые достоинства методики: Фокус на высшие когнитивные навыки. Автор выходит далеко за рамки репродуктивного уровня. Задачи на сравнение... Показать больше 20 часа(-ов) назад 9 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment
Светлана
Светлана Мощный инструмент развития креативности. Четкое разделение на задачи для развития беглости, гибкости, оригинальности и разработанности мышления... Показать больше 20 часа(-ов) назад 8 минут(-ы) назад
loader
loader
Attachment