Эльмира Началось обсуждение Эльмира 1 год назад
Модернизация КИМ ГИА по биологии на основе ФГОС строится в парадигме системно-деятельностного и компетентностного подходов. Предложенные модели заданий, собранные в блоки и отдельные модули, позволяют проверить не только предметные знания и умения, но и познавательные универсальные учебные действия: формулировать цель, ставить задачи; выбирать способы по поиску и работе с биологической информацией, структурировать и анализировать ее; синтезировать имеющиеся знания; устанавливать причинно-следственные связи; высказывать суждения; делать выводы; обнаруживать проблемы и находить способы их решения. 

1. Рекомендации по совершенствованию преподавания биологии для всех обучающихся

Основными рекомендациями и важнейшими факторами для успешной подготовки к сдаче основного государственного экзамена по биологии является, во - первых, реализация системного подхода к формированию биологических знаний и формирование навыков функциональной грамотности, т. е. способности работать с информацией, представленной в условиях заданий в различной форме (текст, формула, схема). В процессе подготовки к экзамену должна быть систематическая работа с открытым банком, учебниками, пособиями, работа может быть построена разными способами: по отдельным заданиям; по линиям заданий (позициям экзаменационного варианта); по темам, разделам (блокам); по частям (1 и 2) варианта; по вариантам. Во – вторых, главной задачей подготовки к ОГЭ должна стать целенаправленная работа по повторению, систематизации и обобщению изученного материала, и формированию комплексного подхода к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов среднего общего образования). Необходимо учитывать, что оценка успешности освоения содержания всех учебных предметов проводится на основе системно - деятельностного подхода (то есть проверяется способность обучающихся к выполнению учебно - практических и учебно -познавательных задач).

Для повышения качества преподавания предмета педагогам рекомендуется систематически проходить курсы повышения квалификации, причем выбирая курсы с тематикой, ликвидирующей дефицит затруднений учителя по определенному блоку и отвечающими современным требованиям, участвовать в учебно – методических объединениях разного уровня, семинарах, конференциях не только в качестве слушателей, но и в качестве выступающих.

2. Рекомендации по организации дифференцированного обучения школьников с разным уровнем предметной подготовки

Дифференцированное обучение может быть реализовано в нескольких направлениях.

В одном случае – это создание курсов внеурочной деятельности, реализуемых через программу кружков и элективных курсов, что позволит получать дополнительную подготовку для сдачи государственной итоговой аттестации; повышение уровня функциональной естественнонаучной грамотности - через реализацию курсов практико-ориентированной направленности (в том числе с использованием современного оборудования и цифровых технологий) и, в целом, на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

Во втором случае – это дифференцированный подход к учащимся или разноуровневое обучение в рамках одного класса, в котором ученики имеют разный уровень знаний, умений.

Для увеличения самостоятельной деятельности обучающихся, рекомендуем дифференцировать учебные задания по уровню творчества (репродуктивные, с использованием рекомендаций учителя и творческие - самостоятельные) и оставлять выбор таких заданий за обучающимся.

Следует использовать дифференцированный подход и при выполнении домашнего задания, на выбор обучающегося: подготовка по предложенным темам небольшого сообщения (это работа с дополнительной информацией, которая способствует развитию умений поиска информации, её анализа, выделения в ней главного и сопоставления фактов из различных источников), составление кроссвордов, тестовых заданий (с разным уровнем сложности), биологических загадок и т.д.