РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ...
Доступные файлы
-
РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ...
Загружено участником Кузьмина А.А.Просмотров 11 0.02MB
Похожие обсуждения
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Занятие-путешествие в подготовительной группе "Животный мир полярных районов" Нина Викторовна, большое спасибо за презентацию.. Жалко что у меня не открылась прослушивание музыкального сопровождения. Очень интересная и...
- Занятие в подготовительной к школе группе "Машины загадки" Ой! Это моя игра!!! )))))
Мария Анатольевна Cеменова
Началось обсуждение Мария Анатольевна Cеменова 2 года/лет назад
РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Семенова Мария Анатольевна, с. Большая Константиновка, ГБОУ ООШ с.Большая Константиновка, учитель, marys3menow4@yandex.ru
Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Чтение – это основной вид учебной деятельности в школе, поэтому у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. В каждом классе выделяются свои этапы формирования умений по работе с текстом.
В 1 классе формируется умение читать и понимать смысл прочитанного текста.
Во 2 классе формируется умение работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять главную мысль текста.
В 3-4 классах формируется умение находить информацию, давать собственную оценку прочитанному материалу, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием, преобразовывать текстовую информацию в другие виды.
Для формирования читательской грамотности в начальных классах можно рассмотреть много разных технологий, главное научить самостоятельно работать по инструкции, я предлагаю рассмотреть самое доступное и простое – рабочие тетради к учебникам, в них уже заложены задания для формирования читательской грамотности. Чтобы выполнить задания учебников и тетрадей обучающимся надо прочитать и понять прочитанное, иначе задание будет не выполнено
Хочу подчеркнуть, что работаю с классом-комплектом, где вместе обучаются дети разных возрастов, наполняемость классов маленькая и много самостоятельной работы.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения. Здесь я со 2 класса при изучении новой темы использую приемы: «Выпиши героев произведения», «Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях», «Определи характер героя и подчеркни нужные слова». Обучающиеся в это время работают самостоятельно в группе - по очереди идут к доске и выполняют задания. Хочется выделить задания по формированию читательских умений, формированию умений работать с разными видами информации в рабочих тетрадях к учебнику по литературному чтению: «Восстанови последовательность событий в тексте», «Задай вопросы к прочитанному тексту», «Собери пословицы», «Найди информацию в разных источниках, попробуй воспользоваться Интернетом», «Дополни выставку своими книгами», «Сравни произведения и заполни таблицу», «Допиши стихотворные строки», «Подбери пословицу к основной мысли рассказа», «Опиши героя, используя слова …», «Дополни таблицу словами из текста», «Допиши сказку», «Придумай свой рассказ». Все задания перечислить невозможно – я считаю - огромный ресурс для учителя.
Но не менее важным и интересным предметом является урок окружающего мира. На этих уроках я использую похожие приемы: «Ключевые слова» или «Составьте схему», где детям предлагаю самостоятельно прочитать текст учебника, найти ключевые или главные слова по теме урока, выписать их на доску или составить схему, или заполнить таблицу.
Примеры: 2 класс
Тема: Как построить дом.
Машины на стройке.
1.Землеройные машины.
2.Бульдозер.
3. Экскаватор.
4.Автопогрузчики.
5.Автокраны.
6.Башенные краны.
Более сложное задание
Тема: Все профессии важны.
Кто сделал хлеб. (Выписать профессии в обратном порядке): пекарь, мукомол, комбайнер, тракторист, шофер, агроном.
4 класс
Тема: Животноводство
Прочитайте текст и заполните таблицу
Отрасли животноводства
Цель животноводства
Такие задания можно использовать и для индивидуальной самостоятельной работы в карточках или тетрадях – «Чтение про себя с пометками».
В рабочих тетрадях к учебнику «Окружающий мир» также очень много интересных и разнообразных заданий для формирования читательской грамотности: «Заполни пропуски», «Допиши предложения», «С помощью учебника допиши определение», «Внимательно прочитай текст и исправь ошибки», «С помощью учебника расшифруй сокращения», «Узнай по описанию», «С помощью учебника заполни таблицу», «Составь сообщение о животном или растении, используя внешние ресурсы», «Расскажи по плану», «Составь схему» и много практических работ, где обучающиеся работают по инструкции.
На уроках русского языка сначала дети учатся различать набор слов от предложений, затем составлять предложения из данных слов, из предложений составляют тексты, учатся писать изложения и сочинения. Я применяю рабочие тетради к учебнику и такие задания для самостоятельных письменных работ: «Определи количество предложений в тексте. Напиши, правильно обозначая начало и конец предложения», «Составь предложения из слов каждой строчки. Подбери к тексту название», «Спиши, поделив текст на предложения. Подбери название к тексту и запиши. Подчеркни проверяемые безударные гласные», «Расположи предложения так, чтобы получился текст», «Работа в парах. Прочитай текст несколько раз, запомни его и перескажи себе. Затем перескажи соседу по парте. Запиши текст. Сделайте взаимопроверку». Для обучающих изложений я составляю информационные листы, пример:
Изложение текста по готовому плану, 3 класс:
1.Прочитай текст два раза. Устно определи тип текста.
2.Выпиши слова с безударными гласными в корне, обозначая орфограмму.
3. Прочитай и спиши опорные слова.
4.Спиши название текста и план
5.Ещё раз перечитай текст и перескажи соседу (работа в паре)
6. Напиши изложение текста опираясь на опорные слова.
В 4 классе задания усложняются. При обучении сочинению также использую письменные вопросы, ответив на которые получается текст.Читательская грамотность формируется на всех уроках, в том числе, и на математике, это одно из условий повышения уровня математической грамотности. При решении текстовых задач необходимо осмысление содержания. Чтобы чтение стало осмысленным, оно сопровождается дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, формулировкой вопросов к задаче, поэтапным заполнением таблицы или схемы. На уроках математики также применяю карточки и рабочие тетради к учебнику для самостоятельных работ, где представлены нестандартные упражнения, вызывающие интерес у детей: «Заполни окошки нужными числами, пропуски словами», «Сравни задачи, их решения и ответы», «Запиши решение задачи по действиям с кратким пояснением», «Соедини задачи и их решения», «Соедини линией кружок с номером задачи и его схемой», «Подчеркни правило, с помощью которого получено каждое следующее число в ряду чисел», «Заполни таблицу и реши задачу» и много других заданий.
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. У детей формируется познавательный интерес, развивается речь, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Список использованной литературы:
1. https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1668448356&tld=ru&lang=ru&name Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС2. .Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение
Ответы
Анна
Уважаемая Мария Анатольевна, очень ценный опыт практической работы с классом - комплектом! В ситуации, когда необходимо подобрать задания для детей...Уважаемая Мария Анатольевна, очень ценный опыт практической работы с классом - комплектом! В ситуации, когда необходимо подобрать задания для детей разного возраста, действительно на выручку учителю придут рабочие тетради с уже готовыми схемами, таблицами, вопросами. Здорово, что вы подбираете разнообразные задания, направленные на формирование читательской грамотности, делаете эту работу и в тетради, и у доски, и на индивидуальных карточках. Непросто удержать внимание ребят и высокий темп работы в классе - комплекте, а ваша статья подтверждает, что всё возможно, если учитель делает свою работу с интересом и увлечением. Благодарю за представленный опыт работы. Желаю успехов вам и вашим ученикам!
Показать больше
2 года/лет назад
Светлана Васильевна
Спасибо,Мария Анатольевна, за представленный опыт работы. Я тоже работаю с тремя классами одновременно и ваш опыт практической работы с классом...Спасибо,Мария Анатольевна, за представленный опыт работы. Я тоже работаю с тремя классами одновременно и ваш опыт практической работы с классом интересен для меня: многие описанные вами приемы я тоже применяю на уроке, а что-то взяла себе на заметку.
Показать больше
2 года/лет назад
Елена
Мария Анатольевна, работать в совмещённых классах нелегко, вы рассказали о видах деятельности на уроке по формированию читательской грамотности...Мария Анатольевна, работать в совмещённых классах нелегко, вы рассказали о видах деятельности на уроке по формированию читательской грамотности сразу в нескольких классах-комплектах. Это очень объёмная работа. Ещё нужно, чтобы дети усвоили материал и смогли им пользоваться в дальнейшем. Спасибо за представленный опыт
Показать больше
2 года/лет назад
Сукач Е.В.
Мария Анатольевна, согласна с Вами, что именно в начальной школе закладывается умение не только читать текст, но и понимать его. Замечательно, что...Мария Анатольевна, согласна с Вами, что именно в начальной школе закладывается умение не только читать текст, но и понимать его. Замечательно, что работа по формированию читательской грамотности ведётся на всех уроках. Приёмы, которые Вы используете, позволяют формировать читательскую грамотность, понимать поступки героев, высказывать своё мнение о характере героя. Согласна, что нужно использовать материал учебника, рабочих тетрадей. Там есть очень хорошие задания. Спасибо за представленный опыт.
Показать больше
2 года/лет назад
- Вы здесь:
- Главная
- Группы
- Окружная интернет-конференция "Функциональная грамотность обучающихся как условие повышения качества образования" в 2022 году
- Обсуждения
- РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ