Доступные файлы

Похожие обсуждения

Киселев Д.А. Началось обсуждение Киселев Д.А. 2 года/лет назад
Киселев Денис Александрович

ГБОУ СОШ с. Кошки м.р. Кошкинский 

Самарской области

 учитель истории и обществознания

kiseleff.denis@yandex.ru

     Ключевыми факторами экономического роста страны и повышения уровня доходов населения выступают финансовое образование и финансовая грамотность. Общество достигает наибольших экономических успехов, когда граждане страны обладают развитыми навыками принятия ответственных и сознательных решений в финансовой сфере. 

     Финансовая грамотность существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базового курса обществознания, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.  

    Реализация курса приведет к воспитанию наших детей финансово грамотными, предприимчивыми. И в будущем они станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации. Реализации поставленной цели способствует выполнение учебных задач. Учебная задача - не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. 

     Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата-ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Учебная задача вызывает мотивацию к учебной деятельности. В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебного действия, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение вполне определенным общим способом решения некоторого класса частных задач. Ситуационные задачи – это задачи, позволяющие ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. 

      На основе таксономии целей по Бенджамину Блуму Леонид Сергеевич Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов. 

 Таблица №1. Конструктор ситуационных задач 

 Ознакомление        Понимание       Применение         Анализ         Синтез          Оценка 

1.Назовите основные части… 8.Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о… (графически) 22.Раскройте особенности… 29.Предложите новый (иной) вариант… 36.Ранжируйте… и обоснуйте… 2.Сгруппируйте вместе все… 9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16.Предложите способ, позволяющий… 23.Проанализируйте структуру… с точки зрения… 30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… 37.Определите, какое из решений является оптимальным для… 3.Составьте список понятий, касающихся… 10.Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения… 31.Найдите необычный способ, позволяющий… 38.Оцените значимость… для... 4.Расположите в определённом порядке… 11.Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25.Постройте классификацию… на основании… 32.Придумайте игру, которая… 39.Определите возможные критерии оценки… 5.Изложите в форме текста… 12.Прокомментируйте положение о том, что… 19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33.Предложите новую (свою) классификацию… 40.Выскажите критические суждения о… 6.Вспомните и напишите… 13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что… 20.Проведите презентацию… 27.Сравните точки зрения… и … на… 34.Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41.Оцените возможности… для… 7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где) … 21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния… 

      Ещё одним инструментом повышения финансовой грамотности выступают контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание её личностной значимости. Например, следующая задача может быть преобразована в контекстную: 

     Семья из 3-х человек, в квартире в которой установлен прибор учета электроэнергии, в месяц платит за электроснабжение 744,52 рублей. Сколько процентов составит экономия семьи, если без прибора учета за это же количество электроэнергии придется заплатить 1268,94 рублей. Результат округлить до целых чисел. После преобразования задача будет выглядеть следующим образом: 

     Семья Катковых, состоящая из 3-х человек, в квартире которой установлен прибор учета электроэнергии, в месяц платит за электроэнергию ПАО «Самараэнерго» 744,52 рублей. Сколько процентов составит экономия семьи, если без приборов учета за это же количество электроэнергии придется заплатить 1268,94 рублей. Результат округлить до целых чисел. 

     В данном примере появляется «конкретная семья», название ресурсноснабжающей организации, её организационно-правовой статус, тем самым делая данную задачу определенной, приближенной к настоящим реалиям. 

      Развитию творческих и исследовательских способностей обучающихся способствует проектная деятельность. В рамках повышения финансовой грамотности целесообразно работать с индивидуальными проектами. Например, по следующим темам: 

 1. Современное состояние пенсионного обеспечения в Самарской области. 

 2. Для чего мне необходимо страхование жизни и здоровья. 

 3. Инвестиции: польза и риски. 

 4. Финансовое мошенничество в сфере современных информационных технологий. 

      Интерактивный образовательный контент помогает усилить интеллектуальные возможности обучающихся в информационном обществе и повысить качество обучения на всех ступенях образовательной системы. Это прежде всего электронный проект Финансовая грамота, а также онлайн-уроки по финансовой грамотности. Данные ресурсы способствуют повышению мотивации и вовлечению в активную познавательную деятельность. 

      Полезными будут как для учебной работы так и для самостоятельной следующие Интернет-ресурсы в области финансовой грамотности: 

 • Информационный портал Банки.ру - крупнейший банковский сайт России. Повышению финансовой грамотности населения полностью посвящен раздел «Банковский словарь», в котором разъясняются финансовые и экономические понятия и термины, даются практические рекомендации потребителям финансовых услуг. 

• «Город финансов» – портал, созданный в рамках общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России». 

• «ФинграмТВ» - проект Ассоциации российских банков. Интернет-телеканал, ориентированный на повышение финансовой грамотности. На сайте можно посмотреть телевизионные лекции и получить консультации онлайн. 

• «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России». 

• «Финграмота.com» – официальный сайт Союза заемщиков и вкладчиков России. 

• «Азбука финансов» – проект по повышению финансовой грамотности, разработанный платежной системой Visa International при поддержке Министерства финансов РФ. 

• «Финансовая грамота» - совместный проект по повышению финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ) и Фонда Citi. 

 Список использованной литературы: 

1. Горяев А.В. Чумаченко В.В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. РЭШ, Москва, 2009. 

2. Илюшин Л.С. Разработка урока с использованием "конструктора задач"//Народное образование, 2013. № 2. С. 159- 168 

3. Паатова М.Э., Даурова М. Ш. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования // вектор науки тольяттинского государственного университета. 2014. №. 2 (28).

 4. Рыжановская Л. Ю. Системный подход к повышению уровня финансовой грамотности с использованием информационных технологий "Экономики знаний" // Финансы и кредит. 2009. № 12. С. 47-56. 

5. Стахович Л.В. Необходимость повышения финансовой грамотности молодежи как важнейший приоритет государственной политики. [Электронный ресурс]: статья - http://www.ecsocman.edu.ru/text/33372918/ 

6. Обществознание, 8 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2017.

Ответы
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Галина Ивановна, спасибо Вам за внимание и развёрнутый комментарий к моей статье! 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Светлана Васильевна, благодарен Вам за обратную связь о моей публикации! Спасибо Вам за отзыв! 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Татьяна
Татьяна Денис Александрович, я согласна с тем, что именно в школе ученик, работая с разнообразными заданиями по формированию финансовой грамотности,... Показать больше 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Екатерина
Екатерина Финансово грамотные старшеклассники это в дальнейшем уверенные, успешные в себе граждане, которые будут применять в жизни финансовое поведение и... Показать больше 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Екатерина Сергеевна, благодарю за столь высокую оценку моей работы! 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Татьяна Аркадьевна, благодарю Вас за отзыв и проявленный интерес к моей статье! 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Наталья
Наталья Денис Александрович, Вы совершенно правы. Правильное отношение к деньгам — основа жизненной философии финансово грамотного человека. Для этого нужно... Показать больше 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Киселев Д.А.
Киселев Д.А. Наталья Николаевна, спасибо Вам за внимание и развёрнутый комментарий к моей статье! 2 года/лет назад
loader
loader
Attachment