Доступные файлы

Похожие обсуждения

Горина Наталья Константиновна
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
муниципального района Красноярский
учитель истории, обществознания
gorina.natalya@mail.ru

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA и PIRLS.
До этого времени система образования в большинстве стран мира поощряла учащихся за то, как много они знают, и, соответственно, обучение было нацелено на накопление знаний. Сейчас происходит уход из эпохи индустриализации, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно совершали относительно простые повторяющиеся действия. Теперь все эти рутинные операции способны выполняться автоматически благодаря роботизации и цифровым технологиям. А значит и людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше; нужно учить их умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать, а не просто накапливать и запоминать.
Подходы к преподаванию, соответственно, тоже меняются – сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся школ и вузов иногда обладают гораздо бóльшими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов. Для многих сегодняшних преподавателей это превращение будет очень непростым. Учебные программы в пост-индустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений.
Сегодня очень важно каждому учителю организовывать работу на уроках и внеурочной деятельности таким образом, чтобы способствовать формированию читательской грамотности, которая в свою очередь помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для
того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе,
у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
 различать свой личный опыт и реальность текста;
 отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
 перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
 работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
 собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
 переформулировать вопрос и сообщения текста;
 использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
 выражать свои мысли письменно.
Для решения поставленных задач, я на своих уроках использую следующие приёмы формирования читательской грамотности.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:
1. Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
2. Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
3. Познакомиться со структурой текста.
4. Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
5. Знакомство с оглавлением.
6. Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
1. Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
2. Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
3. Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения:
1. Выделение смысловых частей читаемого текста.
2. Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
3. Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
4. Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
5. Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
6. Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
7. Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
8. Составление суждений учащихся.
9. Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
10. Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
11. Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения
По стилю применяю тексты следующих видов: научные; деловые; художественные; публицистические. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность. Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории.
Формируя читательскую грамотность, мы должны помнить, что читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

Список использованной литературы:
1. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в общеобразовательной школе / Дьякова Е.А. ; под общей редакцией Н.С. Болотновой // Русская речевая культура и текст : материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
2. Полозова, Т. Д. Как сформировать читательскую активность: книга для учителя / Т. Д. Полозова. – Москва: Просвещение, 2008 – 120 с.
3. Текучева, И. В. О механизмах смыслового чтения / И. В. Текучева, Т. А. Горнякова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 6 (111). - С. 37-41.

Ответы
Светлана Васильевна
Светлана Васильевна Наталья Константиновна,согласна с вами: ребят сейчас необходимо учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически её оценивать. Многие приемы,... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Светлана Возняк
Светлана Возняк Наталья Константиновна, спасибо за материал. Некоторые приемы работы с текстом взяла на заметку для работы на уроках литературного чтения в... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Ольга
Ольга Наталья Константиновна, спасибо за интересную статью. Приемы работы с текстом я взяла для своей работы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment