Доступные файлы

Похожие обсуждения

Из опыта работы учителя

ГБОУ СОШ им. М.Н.Заводского с. Елховка

Макаровой Наталии Викторовны
 
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Подготовка и участие в предметной олимпиаде – это тяжелый, напряженный и ответственный процесс, требующий от учащегося и педагога максимального напряжения сил, мобилизация всех резервов знаний, мышления, памяти и нервов. Возникает проблема: «Как организовать подготовку учащегося к олимпиаде так, чтобы максимально раскрыть его интеллектуально-творческий потенциал, не нанося при этом удар по его психологическому и физическому здоровью?» Решение этой проблемы зависит от четкой, согласованной и слаженной работы учителя, учащегося, родителей и педагога-психолога. До недавнего времени, традиционная система школьного обучения опиралась на стандартизированные методы, рассчитанные на «усредненного» ученика, которые не дают возможность уделить должного внимания его индивидуальности.

  Итак, для успешной подготовки школьников к олимпиаде необходимо: во-первых, желание учителя этим заниматься, а во-вторых, наличие пытливых, ищущих, увлеченных школьников. А такие дети в наших школах есть!

Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы технологии, как "Технология домашнего хозяйства", "Кулинария", "Создание изделий из текстильных материалов", "Художественные ремесла", " Технология творческой и опытнической деятельности. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

Основная цель школьной олимпиады: развитие интереса учащихся к изучению предмета «Технологии»

Задачи:

1. выявление талантливых ребят;

2. повышение интеллектуального уровня учащихся;

3. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

При подготовке учащихся к олимпиадам могут быть использованы разные методические технологии. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде?

На основе собственного опыта могу поделиться, тем, как создать условия подготовки к олимпиадам.

1. Выбрать контингент учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

2. Я привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 5 класса. И уже к 7-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады. Одновременно должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет оказывать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

3. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия. Осуществляется через внеурочную деятельность (различные конкурсы, кружки, индивидуальные и групповые консультации)

4. .Систематическая работа с банком олимпиадных заданий.Задания собираю в течение многих лет, классифицирую по уровню сложности. Важно не только решать олимпиадный материал, но и анализировать все данные детям работы. Каждая ошибка должна быть понятна ребёнку и не должна повториться в будущем.

5. Развитие навыков активной самостоятельной работы учащихся: сайты для подготовки к олимпиадам, определяя для учащихся наиболее эффективные пути подготовки. Это очень сложный этап, так как без дополнительных знаний участие в олимпиадах не имеет смысла, а самостоятельная подготовка к ним требует от учащихся организованности, самодисциплины и сильной мотивации.

6. Принцип «активность знаний».При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

7. Использование принципа «От простого к сложному». Задача учителя сделать для ученика понятным даже самый сложный материал, а для этого развивать у учащихся способности структурировать, обобщать материал в виде опорных схем, рисунков, иллюстраций.

Считаю, что необходимо воспитать в участниках олимпиад чувство здоровой амбиции, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать!

В нашей школе много талантливых учеников, которые принимают участие и становятся победителями и призёрами на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

 Олимпиада по технологии интересна тем, что её итоги подводятся по результатам трёх туров.

            Первый тур - «Тестирование» - позволяет определить уровень теоретической подготовки учащегося. Конечно, на уроках невозможно подготовить учащегося к этому испытанию, поэтому необходимы дополнительные занятия, консультации, тренинги. На индивидуальных занятиях мы работаем со справочной литературой, разбираем решение задач. Следующим этапом является контроль знаний методом тестирования, который моделирует ситуацию олимпиадного состязания и позволяет скорректировать дальнейшую подготовку.

Второй тур - моделирование и практическая часть, где учащиеся могут набрать в сумме 40 баллов

           Третий тур - «Творческий проект» – это очень трудоёмкий процесс, и в выполнении творческого проекта важны все составляющие. В работе над творческими проектами нам также помогают кружковые занятия.

            При выборе учеником темы творческого проекта следует придерживаться следующих принципов:

 заинтересованность учащегося в выполнении проекта именно по этой теме;

 проект должен раскрыть сильные стороны учащегося, его творческие способности;

 большое значение имеет оригинальность идеи;

 важна социальная и практическая значимость творческого проекта;

 доступность выполнения проекта учеником с учётом его возрастных, физических, интеллектуальных особенностей и способностей;

 соответствие материально-технической базы мастерской.

            Выбор темы творческого проекта всякий раз происходит по-разному. Иногда мы с учащимся подолгу рассуждаем, какая тема будет выигрышной и порой на это уходит много времени. Есть и противоположные примеры. Например, идея проекта «Музыкальные инструменты» пришла сразу после завершения предыдущей олимпиады, и без промедления начался новый цикл.

            Поскольку оценка за творческий проект складывается из баллов за отдельные критерии, следует уделять внимание оформлению пояснительной записки, качеству изготовленного изделия, и конечно защите проекта (в текущем году именно на этот раздел отдано примерно половина от максимальной оценки за проект). Конечно, шансы на высокую оценку жюри имеет тот ребёнок, который сможет артистично, воодушевлённо доказывать, что его.

Из сказанного можно сделать вывод: победителей олимпиад надо готовить, причём система подготовки должна быть чёткой, с отлаженным контролем и самоконтролем, удобной и гибкой, с учётом возрастных и психологических особенностей ребёнка

Понятно, что как и в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, и побеждённые. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не над другими участниками, но, по меньшей мере, над самим собой.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела, и ученик стремится не подвести своего учителя.

Ответы
Лариса
Лариса Спасибо за интересную информацию. 5 года/лет назад
loader
loader
Attachment