Воспитание навыков культуры речи как одно из условий...
Доступные файлы
-
Воспитание навыков культурной речи.docx
Загружено участником Платонова С.М.Просмотров 18 0.02MB
Похожие обсуждения
-
Методические рекомендации для организаторов Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет субъектов Российской Федерации по проведению акции в 2016 году
Ответов: 0 Опубликовано в Безопасный интернет
- Занятие по внеурочной деятельности в 5 классе "Краеведение. Изучение образцов рыхлых пород, собранных в окрестностях села Кошки"
- Математика. 1 класс. "Единицы измерения длины. Дециметр"
Платонова С.М.
Началось обсуждение Платонова С.М. 5 года/лет назад
Воспитание навыков культуры речи как одно из условий повышения грамотности учащихся
Платонова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ с.Большая Константиновка
platonova1972@mail.ru
Задача воспитания навыков грамотной речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих сейчас перед школой. Вопросам «умения говорить» посвящаются статьи во многих журналах и газетах. Однако нельзя не признаться, что воспитание навыков культуры речи ведется пока эмпирически, от случая к случаю, не выработана система необходимых упражнений, нет еще нужных для этой работы пособий.
А речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательная. Содержит много стилистических ошибок и, как правило, невыразительна. Ясно, что назрела острая необходимость преодолеть эти недостатки.
Поэтому с 5 класса мы начинаем систематическую работу по обогащению словаря учащихся.
Работа эта ведется на уроках русского языка и на уроках литературы. Постепенно у учащихся накапливается довольно большой запас слов. С 5 по 9 классы учащиеся ведут специальную тетрадь, в которой эти слова записываются. Тетрадь так и называется «Словарь».
Учащиеся уже в 3-4 классах умеют пользоваться орфографическим словарем, хотя закрепить этот навык предстоит на пятом году обучения. В начале 5 класса основное пособие для словарной работы – орфографический словарь. Но уже к середине учебного года мы стараемся привить учащимся работу с «Толковым словарем русского языка» под редакцией С.И.Ожегова.
В перспективный план на четверть мы включаем список трудных слов, значение которых учащимся предстоит изучить. В него входят слова, выбранные из обязательного списка для учащихся данного класса, а также трудные слова, которые встретятся детям в предстоящих письменных работ.
Кроме того, на уроках русского языка и литературы мы знакомим обучающихся с трудной лексикой, встречающейся в литературных произведениях, изучаемых ими. Такой прием облегчает работу над литературными произведениями: дети сразу понимают текст, и нет необходимости нарушать целостность эстетического восприятия художественного произведения попутным объяснением значения слов.
И, наконец, последняя группа слов включается в список, попутно – это непонятные слова, с которыми дети встречаются в процессе самостоятельного чтения газет, журналов, книг и т.д. Необходимо приучать детей обращаться в таких случаях за помощью к учителю или словарю.
Начинаем мы работу с трудными словами с самого простого задания: отыскать предложенное слово в орфографическом словаре, проговорить, объяснить устно его значение и составить с ним предложение.
На следующем этапе работы мы даем в ряду трудных слов 2-3 слова, имеющих переносное значение, например батарея, камера, очередь и т.д.
Дети с помощью учителя выясняют прямое значение слов. Точное значение этих слов учитель заранее выписывает из толкового словаря. Затем дети составляют с ними предложения, в которых данные слова употреблены в переносном смысле. В случае затруднения им помогает учитель.
Работа с толковыми словарями новая и интересная для учащихся – должна все время менять формы и усложняться по мере приобретения учащимися навыков такой работы. Особенно широкую возможность использования толковых словарей дает классное и внеклассное чтение.
Еще задолго до изучения в классе литературного произведения мы даем на дом задание отыскать в тексте указанные учителем слова, например, взирал, смятение, земский судья (А.С.Пушкин «Дубровский»). Значение этих слов ученики находят в толковом словаре и выписывают объяснение. Помимо цели, преследуемой данным заданием, мы добиваемся еще и того, что дети обязательно читают произведение до того, как начнут его изучение в классе, и, кроме того, они более внимательны к тексту, чем обычно.
Постепенно дети приучаются сами заглядывать в словарь, ищут на переменах и после уроков слова, которые они не поняли при чтении книг. Так, постоянно воспитывая у детей любознательность и интерес к слову, учитель подводит к пониманию необходимости пользоваться различными толковыми словарями.
Когда ученик начнет сам искать в толковом словаре слово, смысл которого ему непонятен, и выписывать в свой словарь, мы считаем, что достигли поставленной цели. Но и эту работу, особенно на первых порах, необходимо поощрять с целью ее распространения.
Упражнения по обогащению словаря должны занять в тематическом плане учителя важное место. Это не значит, однако, что они должны включаться в каждый урок. В плане урока они могут занимать, как правило, не более 10 минут.
Основа успеха – в планомерной работе, учитывающей особенности и возможности класса и принцип постепенного возрастания трудности.
В своей статье мы показываем примеры обогащения словаря учащихся. Главная задача статьи – это примеры, позволяющие расширить словарный запас учащихся, научить их употреблять слова с глубоким знанием не только их основных значений, но и оттенков этих значений, пользоваться всеми богатствами русского языка. В результате мы добились некоторых успехов в воспитании грамотной речи учащихся.
Литература:
1. Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.
2. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение // Социологические исследования. 2011. №5 [Электронный ресурс].
Ответы
Сукач Е.В.
Светлана Михайловна. спасибо за Вашу статью. Соглашусь с Вами, что при формировании читательской грамотности необходима систематическая работа со...Светлана Михайловна. спасибо за Вашу статью. Соглашусь с Вами, что при формировании читательской грамотности необходима систематическая работа со словарём. Незнание лексического значения слова рождает непонимание слова и смысла всего текста в целом. Это кропотливая, систематическая работа необходима. Радость чтения возникает тогда, когда текст понятен.
Показать больше
5 года/лет назад
Платонова С.М.
Спасибо Вам, Елена Витальевна, за ваш отзыв. Он очень важен для меня.
5 года/лет назад
Людмила
Светлана Михайловна, прочитала Вашу статью и нашла в ней, мысли, созвучные моим. Сегодня, в 21 веке, возникает необходимость переводить с "русского на русский...Светлана Михайловна, прочитала Вашу статью и нашла в ней, мысли, созвучные моим. Сегодня, в 21 веке, возникает необходимость переводить с "русского на русский язык", чтобы дети поняли текст произведения. Сегодня на уроке литературы в 6 классе мальчик решил, что Тургенев в рассказе "Бежин луг" допустил ошибку, написав "зачинали". Пришлось объяснять, почему это не ошибка. Занимаемся созданием словаря одного произведения...
Показать больше
5 года/лет назад
Светлана Гусарова
Добрый вечер, Светлана Михайловна! Работая в начальной школе, на уроках литературного чтения мы с 1 класса учим детей работать со словарем...Добрый вечер, Светлана Михайловна! Работая в начальной школе, на уроках литературного чтения мы с 1 класса учим детей работать со словарем. Согласна, что эта работа необходима в в формировании читательской грамотности. Постепенно дети приучаются сами заглядывать в словарь, ищут на переменах и после уроков слова, которые они не поняли при чтении произведения. Когда ученик начнет сам искать в толковом словаре слово, смысл которого ему непонятен, и выписывать в свой словарь, это и будет важный показатель работы педагога! Спасибо за представленный опыт! Желаю Вам и Вашим ученикам творческих успехов в работе!
Показать больше
5 года/лет назад
Толстиков А.Е.
Добрый вечер, Светлана Михайловна. Прочитал Вашу статью и не мог остаться равнодушным. Да, в настоящее время речь детей бедна, при общении друг с...Добрый вечер, Светлана Михайловна. Прочитал Вашу статью и не мог остаться равнодушным. Да, в настоящее время речь детей бедна, при общении друг с другом они не умеют правильно формулировать свои мысли. Вы ведете большую планомерную работу по формированию грамотной речи обучающихся, учитывая особенности и возможности класса и принцип постепенного возрастания трудности. Основным направлением в данной работе Вы считаете работу с орфографическим и толковыми словарями. Я с Вами солидарен в этом вопросе. Обогащая словарный запас обучающихся, Вы учите их употреблять слова с глубоким знанием не только их основных значений, но и оттенков этих значений и добились успехов в формировании грамотной речи. Спасибо Вам за интересную статью.<br /><br />
Показать больше
5 года/лет назад
- Вы здесь:
- Главная
- Группы
- Окружная интернет-конференция "Функциональная грамотность обучающихся как условие повышения качества образования"
- Обсуждения
- Воспитание навыков культуры речи как одно из условий повышения грамотности учащихся