Доступные файлы

Похожие обсуждения

Борисова Н.П. Началось обсуждение Борисова Н.П. 6 года/лет назад
Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

учитель истории, обществознания

Формирование универсальных учебных действий (далее по тексту – УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования, ориентировано на развитие личности ребенка.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, смысле универсальные учебные действия – это совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. 

   Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности обучающихся.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1. Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

2. Познавательные УУД – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, умение работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

3. Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой).

4. Регулятивные УУД – целеполагание, планирование, корректировка плана.

На мой взгляд, ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.

Для формирования личностных УУД, на уроках истории и обществознания, я использую следующие задания:

1.    Используя знания по различным предметам и личный опыт, проиллюстрируйте тремя конкретными примерами проявление влияния национальной культуры на личность человека, привычки людей.

2.    Задания на действия нравственно-этического оценивания. Образец задания. Какие нравы и обычаи славян являлись, на ваш взгляд, положительными, а какие – отрицательными? Объясните свой выбор.

3.    Ниже приведены две точки зрения на реформы Петра I. Какая из названных точек зрения вам представляется наиболее предпочтительной? Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

1. «Пётр... был сыном своего века. Но он был подлинно велик, ибо заботился о судьбах страны, росте её могущества». (Н.И. Павленко, современный историк)

2. «Реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями». (А.Н. Толстой, писатель)

Личностные УУД формируются и при дифференцированном контроле знаний, когда учащимся предлагается выбрать самим определенные задания, которые соответствуют определенному количеству баллов. На данном этапе формируется адекватная самооценка, учебная мотивация, умение ставить цели.

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Для развития коммуникативных УУД использую такие приёмы:

    составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему;

    высказывание суждений;

    выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией;

    продолжение и развитие суждения одноклассника;

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение.

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю    Я могу узнать    Какие темы для этого нужно повторить
 
        
Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме «Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Что такое религия?    Что я хочу узнать о религии древних греков?    Что нового я узнал на уроке?
 
        
Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

    составление плана;

    обсуждение плана решения учебной задачи;

    работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка.

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».


Список использованной литературы:

1.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

2.    Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.


Ответы
Светлана
Светлана спасибо за описание приема "горячий стул", обязательно попробую применить на своих уроках 6 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Правдина Наталия Аликовна
Правдина Наталия Аликовна Мне очень понравился приём, который называется «горячий стул». Я его давно использую, только немного по-другому. На ухо ребёнку шепчу термин, а он... Показать больше 6 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Аршинцева Е.А.
Аршинцева Е.А. Да, действительно, приём "горячий стул" очень интересен. тоже им воспользуюсь. Также соглашусь с Вами, что приём дискуссии очень нравится ученикам... Показать больше 6 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Романова Татьяна
Романова Татьяна Наталья Константиновна, спасибо за представленный опыт. Мне был интересен прием "горячий стул". Здесь действительно, идет формирование ПУУД:... Показать больше 6 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Макарова Екатерина
Макарова Екатерина Статья интересная. Актуальность статьи я вижу в том, что в информационном обществе обучение связано с овладением учащимися универсальными способами... Показать больше 6 года/лет назад
loader
loader
Attachment