Доступные файлы

Похожие обсуждения

Любовь Началось обсуждение Любовь 3 года/лет назад
Формирование математической грамотности на уроках математики в начальных классах
Автор: Кушнерчук Любовь Владимировна, п.г.т Волжский, ГБОУ СОШ п.г.т. Волжский, учитель начальных классов, kushnerchuk.lyubov@mail.ru
Не мыслям надо учить, а мыслить.

(И.Кант)

       Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Президент РФ В. В. Путин поручил обеспечить вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Главным становится функциональная грамотность. Одним из ее видов является математическая грамотность. Основным элементом, отражающим данный термин, является способность обучающегося действовать в современном обществе, а именно, решать различные задачи, используя уже имеющиеся знания, умения и навыки.

      «Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

      Математическая грамотность является значимым компонентом, который отражен во ФГОС для каждой ступени обучения. Она предполагает владение обучающимися определенным уровнем информации, а именно знанием фактов, алгоритмов, определений понятий, теорем.

      Компоненты математической грамотности:

- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений;

- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи;

- математические размышления, требующие обобщения и интуиции.

Сущность понятия «грамотности» определяется тремя признаками:

• пониманием роли математики в реальном мире,

• высказыванием обоснованных математических суждений,

• использованием математики для удовлетворения потребностей человека.

     Обучение математике в начальной школе призвано сформировать у детей начальную математическую грамотность: знание начала курса арифметики, необходимые вычислительные навыки, умение проводить простейшие рассуждения в ходе решения текстовых задач, первичные навыки математической речи и письма. Тем самым начальная школа должна обеспечить подготовку детей к успешному изучению систематических курсов математики. Исходя из всего вышесказанного, развитие математической грамотности в настоящее время актуально.

      Развивать математическую грамотность надо постепенно. Регулярно включать в ход урока задания:

Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний:

• двенадцать больше трёх на девять;

• с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;

• сумма семи и восьми равна шестнадцать;

• шестнадцать меньше семи.

На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:

Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

· Прямая -

· Равенство -

· Четное -

· Много -

· Сложение -

Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Скажем:

· УМАСМ - СУММА.

· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

· КРАТВАД (квадрат).

· УГОТЬРЕНИК (треугольник).

· РЕЗОТОК (отрезок).

Задания на верное написание терминов:

• запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм;

• исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.

«Терминологическая викторина»:

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма)

Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

Сантиметр

Метр

Километр

Рубль

Час

Килограмм Расстояние между городами

Стоимость покупки

Длина указательного пальца

Время, которое уходит на сон

Вес своего тела

Длина класса

Игра «Четное – нечетное»

Ученики работают в парах. Один называет четное число, другой нечетное и т.д.

Соедини знаковую математическую запись с её названием.

8+9

4+5=9

56

6

5+67+5

3 Равенство

Неравенство

Выражение

Двузначное число

Четное однозначное число

Нечетное однозначное число

При изучении темы «Периметр», находили периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а на дом было задано, найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.

Работа над данным видом заданий была интересна абсолютно всем обучащимся. Они воспринимали эти задания, не как обычную задачу, которую нужно решить, а как игру, в которую они с удовольствием «играли».

    Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.
Список литературы

1. Авдейчик, Е. А. Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л. В. Занкова Электронный ресурс / Е. А. Авдейчик // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014.

2. Архипова, Т. В. Формирование математической культуры в обучении младших школьников Электронный ресурс / Т. В. Архипова // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014.

3. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2011, 176 с.Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальной школе Текст / М. А. Бантова. – М.: Просвещение, 1984. – 335 с.

4. Борисова, Н. Н. Развитие математической грамотности младших школьников как одна из базовых компетенций 11-летнего образования Электронный ресурс / Н. Н. Борисова // Электронный журнал «Gigabaza.ru». – 2013.

Ответы
Горина Наталья Константиновна
Горина Наталья Константиновна Любовь Владимировна, в своей статье Вы затрагиваете очень актуальную проблему. Для младшеклассников мир чисел – нечто совершенно новое и... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Любовь
Любовь Спасибо большое! 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Кузнецова Ирина Сергеевна
Кузнецова Ирина Сергеевна Любовь Владимировна, спасибо за статью. Действительно, формирование математической грамотности очень важно в современном мире. Статья интересна ещё... Показать больше 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment
Любовь
Любовь Ирина Сергеевна! Спасибо большое за комментарий, мне важно Ваше мнение! 3 года/лет назад
loader
loader
Attachment