Наталья Началось обсуждение Наталья 3 месяца(-ев) назад
Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

учитель начальных классов

gorina.natalya@mail.ru



Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация – так или иначе организованный текст. Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил.

В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Поэтому на уроках и внеурочной деятельности, я стараюсь уделять больше внимания формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания через развитие навыков критического мышления.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

На современном этапе развития образования, формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения приобретает особенно большое значение. В личностно ориентированной педагогике способы формирования критического мышления должны соответствовать развитию современного общества и усилению внимания к внутреннему миру личности.

В своей педагогической деятельности я использую различные приёмы и элементы технологии критического мышления.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Основу технологии развития критического мышления составляет структура урока, состоящая из трех этапов: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные цели и задачи, методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

Комбинируя их, я имею возможность планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

1-й этап – «Вызов». У обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

На данном этапе я использую следующие приёмы работы:

Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой урока.

Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения – какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается название произведения. Какие ассоциации вызывает это название? Что может происходить в рассказе с таким названием? и т.д.

Мозговой штурм – один из вариантов создания «банка идей». Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.

Корзина идей – в условную «корзину» тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.

2-й этап – «Осмысление». На этом этапе проходит работа с новой информацией.

На данном этапе я использую следующие приёмы работы:

Ранжирование – эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.

Инсерт – это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками.

Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Уголки» использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делаем совместный вывод.

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Работа с вопросником» применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагаю ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно провожу фронтальную проверку точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

3-й этап - «Рефлексия». Данный этап предполагает размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

На данном этапе я предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагаю написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Предлагаю каждой группе выбирать лучшего - «знатока», а потом задать ему вопросы.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Список использованной литературы:

1. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.

2. Ковалева, Л.В. Технология развития критического мышления [Текст] / Л.В.Ковалева. - Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. – 189 с

3. Ласкожевская, Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников [Текст] / Е.В. Ласкожевская // Начальная школа. - 2007.- №6. - С.68-70.

4. Мокраусов, И.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо [Текст] / И.В. Мокраусов. - Самара: Профи, 2002. – 217 с.

Ответы
Любовь
Любовь Наталья Константиновна! Спасибо большое за интересный материал! Технология критического мышления превращает обучение в совместный и интересный... Показать больше 3 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Кузнецова Ирина Сергеевна
Кузнецова Ирина Сергеевна Наталья Константиновна, спасибо за предоставленный материал! Формирование критического мышления учащихся в процессе обучения приобретает особенно... Показать больше 3 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Елена Заверова
Елена Заверова Наталья Константиновна, спасибо за предоставленный опыт использования приёмов критического мышления. Применение данных приёмов на уроках... Показать больше 3 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment
Чугунова Наталья Петровна
Чугунова Наталья Петровна От Вас создано два обсуждения, поэтому дублирую свой отзыв! Наталья Константиновна, спасибо за представленный опыт работы! Формирование читательской... Показать больше 3 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment