Ольга Началось обсуждение Ольга 6 месяца(-ев) назад
Важно формировать читательскую грамотность на любых предметах. Вот небольшой материал, содержащий примеры заданий по химии из личного опыта. Может быть кому-то пригодится.

Пересмотрев методы и приемы обучения, изучая литературу, пришла к выводу, что самостоятельный поиск необходимой информации, преобразование текста учеником, представление своего результата более ценно для формирования предметных и метапредметных умений нежели «вкладывание» готовой информации. Какие технологии использую для формирования читательской грамотности? В основу закладываю развитие умения работать с текстом (печатным, графическим и т.д.) в урочное время, при выполнении домашних заданий, подготовке к олимпиадам, конкурсам, итоговой аттестации:

А) чтение по абзацам, выделение главной мысли абзаца, составление тезисов, плана, таблиц, схем, вопросов к тексту (вопросы изначально репродуктивного характера постепенно начинают усложняться);

Б) «нестандартные» приемы работы с текстом – преобразование текста в кластеры, составление кроссвордов, ребусов, игра «вопрос-ответ», «текст-формула», прием «объясни другу», составление дидактических карточек обучающимися, например, «придумай» текст расчетной задачи и реши ее;

В) поиск информации в сети Интернет и преобразование ее через составление презентаций PowerPaint или сообщений;

В перспективе планирую продолжить работу по данному направлению, постепенно включать комплексные работы с текстами, вызывающие особые сложности при работе у обучающихся. Таким образом, используя известные приемы, добиваюсь самостоятельности от ребят. Не только учитель – источник информации, но и ученик. Давая возможность ребенку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым развиваем читательскую грамотность.

Изучая различные методики и в процессе своей деятельности определила следующие приемы работы с текстом для учащихся:

•найди место в параграфе, где описывается объект, представленный на рисунке, схеме;

•составь определение по названию параграфа; 

(8 класс: Оксиды. Задание: проанализируйте название параграфа и попробуйте дать название этому классу соединений.) 

•выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе в определенной последовательности; 

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией. Н-р: 9 кл. «Неметаллы». Для выполнения задания предлагаю такой план.

•химические сказки; 

•составь план изучаемого текста;

•найди ошибку в тексте или выбери верное утверждение, заполни текст; 

•создай таблицу или дополнить недостающие данные; 

Н-р: 8 кл. Составить таблицу «Физические свойства соли и сахара, лимонной кислоты и соды»

•составьте кроссворд;

•составь карточки ;
•используя текст, сделайте подписи к рисунку. 
1. Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

2. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все

имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

3.Приём «Синквейн»

Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов

(описание).

Существительное (перефразировка темы)

Ответы
Марина
Марина Спасибо, все по делу! 6 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment