Ирина Началось обсуждение Ирина 6 месяца(-ев) назад
Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость
раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора.
 
•    обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;
•    развитие речи учащихся;
•    воспитание любви к Родине, к природе, своей семье;
•    пропагандирование здорового образа жизни.
 Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.
 
Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.
 
 
А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!
А. С. Пушкин.
 
I.Знакомство с жанром пословиц и поговорок
1.    Вводная беседа
  Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.
Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.
         Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».
         Пословица же высказывает в связи  с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».
         Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.
« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.
         Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…
Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие  отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.
         Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей
( в школе, дома)?
 
2.     Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
 
« От пословицы не уйдёшь»
« Пословица не даром молвится»
« Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
 
3.     Обсуждение высказываний о пословицах.
 
« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»
                                                             Л. Толстой
« Кто придумал их так складно…»
                       А. Пушкин
 
-         Что восхищало в пословицах русских писателей?
 
4.     Запись в тетради:
 
ПОСЛОВИЦА -  жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).
 
ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).
 
 II. Работа с пословицами разных тематических групп.
 
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVIIвека начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.
 
1.    Работа по группам.
 
1-ая группа: пословицы о Родине.
 
Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:
 
« Всякому мила своя сторона».
«Велика святорусская земля, а везде солнышко»
« Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
« С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы.
«Кто за Родину горой, тот истинный герой»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
«На чужой стороне Родина милей вдвойне»
«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»
«Береги Родину, как зеницу ока»
« Жить – Родине служить»
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
 
2-ая группа: о природе
 
Например:  « Лес и воды – краса природы»
                       « Лес да растения – зверю спасение»
                       « В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»
                       « Враг природы тот, кто лес не бережёт»
                            « Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
« Сажай лес в поле – будет хлеба боле»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
«Зелёный наряд радует взгляд»
«Растенье – берегам спасенье»
« Лес и вода – брат и сестра»
 
Поговорим о красоте природы. « Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел  и, изумленный, пошел по земле, создав новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее» - так писал В. А. Сухомлинский.
          Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки - ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.
 
 3 –ая  группа: о здоровом образе жизни
 
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. Да и понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. Походы в лес, на речку, костры на берегу моря, занятия спортом, увлечение любимой работой, любимым делом – так много  всего интересного на свете. Стоит ли драгоценные годы, дни, минуты тратит на вредные, а порой очень опасные привычки
         Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма.Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки было принято лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.
         Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России  в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши. Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики ( их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).
         О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы. Например:
 
« Здоровье дороже богатства»
« Ум да здоровье всего дороже»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Чистая вода для хвори беда»
« Холода не бойся, по пояс мойся»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»
« Смолоду закалишься, на весь век пригодится»
« Захворать – один день, а поправляться семь недель»
 
4- ая группа: о семье
Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.
Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В семье ребёнок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят, конечно, от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть  мама и папа,  бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.
Пословицы:
« Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»
« Слава сыну – отцу отрада»
« Отец и мать – священные слова»
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« Роднее матери родни нет»
« Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« Материнская ласка конца не имеет»
«Ссора в семье до первого взгляда»
« На что и клад, когда в семье лад»
Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…
         Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!
 
5 –ая группа: о времени
 
 В одной из философских повестей знаменитого Вольтера « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.
         Выслушаем ответ и  Задига, который сказал, что в загадке говорится о времени. « Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».
         Есть вещи, о которых мы говорим  часто, которые хорошо знаем,  но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утёкшее время уже никак не воротишь. Время – самый высокий арбитр всех наших дел. И ещё, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что неподкупно и беспристрастно. Поэтому в народе говорят:
 
« Время – лучший судья»
«Время рассудит»
«Время дороже денег»
«Упустишь минуту – потеряешь часы»
« Знай минутам цену, секундам счёт»
« На час отстанешь, за день не догонишь»
«Уходит день – не привяжешь за плетень»
« Время не птица – за хвост не поймаешь»
«Года  как вода: пройдут – не увидишь»
 
2.    Игра на внимание
 
Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! ( или работа с интерактивной доской)
 
Например: « Всякому мила….»                            (своя сторона)
              «Охранять природу – значит…»            (охранять Родину)
              «Вся семья вместе…»                     (душа на месте)
              « Кто вчера солгал….»                           (тому и завтра не поверят)
              « Дерево ценят по плодам…                   (а человека по делам)
 
III.Заключение
 
Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
     Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.
 
VI. Домашнее задание:
 
Написать сочинение по понравившейся вам пословице.

8
ЛЕКЦИЯ N 5. ПАРЕМИИ (малые фольклорные формы)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Пословицы – это краткие устойчивые изречения, употребляемые в разговорной речи для углубления ее смысла или для украшения. В пословицах отражается общественная, социальная и историческая жизнь народа, его менталитет, особенности национального характера. В пословицах наиболее ярко реализуется такая особенность фольклора как коллективность, они употребляются в речи всем народом, а не сказителями, которые специально исполняют былины, исторические песни и т.п. В пословицах отчетливо ощущается традиционность народного творчества, в них меньше возможностей для вариативности, изменения в них весьма ограничены, выразительность и строгость их построения также способствуют устойчивости этого жанра.
Происхождение пословиц несомненно очень древнее, их непрерывное развитие тесно связано с формированием человеческой речи и общества. Идейно-тематическое содержание пословиц чрезвычайно многообразно. Наиболее древними считаются пословицы о труде: «Труд человека кормит, а лень портит», «Труд все побеждает», «Без дела жить – только небо коптить». Поскольку крестьянство тысячелетиями составляло основной слой населения русской земли, то, конечно, возникло много пословиц о земле, крестьянской работе, приметах природы, об обнищании деревни, о крепостнических порядках: «Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто», «Вешний день целый год кормит», «Крестьянскими мозолями и бары сыто живут», «Белые ручки чужие труды любят». В пословицах отражаются все исторические события, происходившие на Руси, в них подчеркнута любовь к Родине, значимость ратного дела: «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит», «Каков хан, такова и орда», «Пусто, словно Мамай прошел», «Погиб, как швед под Полтавой», «Пришел Кутузов бить французов», «Голодный француз и вороне рад», «Мир строит, война разрушает». В пословицах отражается и протест народа против социального неравенства, против представителей власти, против духовенства: «Из суда, что из пруда, сухой не выйдешь», «Перед богом ставь свечку, перед судьею – мешок», «Попу на Руси – что коту на печи», «У попа глаза завидущие, руки загребущие», «Из одного дерева икона и лопата». Бытовые темы, отношения в семье, сиротство, вдовья доля, родство, дружба, счастье – все эти темы составляют обширный пласт народного пословичного искусства: «Насильно мил не будешь», «На что и клад, когда у мужа с женой лад», «В сиротстве жить – слезы лить», «В добром житье сами кудри вьются, в худом – секутся», «Старый друг лучше новых двух».
До ХХ века было сложено немало пословиц о трудностях солдатской жизни, о труде бурлаков, ямщиков, о тяжелом положении рабочих и т.д.: «Двадцать пять лет – солдатский век», «Нечем платить долгу – ехать на Волгу», «Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается», «Трудись век, едва заработаешь на хлеб». В народе всегда высоко ценился человеческий ум и стремление к знаниям: «Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Век живи – век учись», «Ученье – свет, а неученье – тьма».
История развития русских пословиц – сложный процесс; в них отразились немало пережитков прошлого, языческих представлений (лешии, русалки, древние поверья), принятие христианства, изменение воззрений народа и т.д. В то же время они обладают познавательным, идейно-воспитательным, эстетическим значением. Пословицы – философский жанр, в них немало общих рассуждений, обобщений, размышлений о смысле жизни; они служат воспитанию положительных качеств, причем поучения и советы даются в доброжелательном тоне.
Чтобы точнее раскрыть смысл пословиц, подчеркнуть их обобщающий смысл, используются многообразные художественные приемы.Сравнения в пословицах становятся основой их композиции: «Незваный гость – хуже татарина», «Злой человек, как уголь; если не жжет, то чернит». Антитеза (противопоставление) также может быть основой пословиц: «Делу – время, а потехе – час», «Ученье – свет, а неученье – тьма». В них используются: пояснение («Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто»); контраст («Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать»); параллелизм («Червь точит дерево, печаль крушит сердце»); тавтология («Здоровому все здорово»); метонимия («Один – с сошкой, семеро с ложкой»).
В пословицах используются имена собственные, но они приобретают обобщающее значение: «На бедного Макара все шишки летят», «Наш брат Исайка – без струн балалайка». Образы животных применяются для характеристики различных качеств человека, они также приобретают нарицательное значение: «Хитра лисица – на свой хвост не наступит», «Всякий кулик свое болото хвалит».
Задача пословиц в том, чтобы научить, дать совет, поэтому в них много обобщенно-личных предложений с повелительными формами глагола («Век живи – век учись»); в них возможен пропуск отдельных членов предложения («Как аукнется – так и откликнется»); возможен переход слов из одной морфологической категории в другую («На брюхе шелк, а в брюхе – щелк»); встречаются предложения условные («Был бы лес, будет и леший»); пояснительные («Дело не медведь – в лес не убежит»).
Для пословиц характерны разные формы композиционного построения: они могут быть одночленные, одночастные («Работать из-под палки»), чаще – двучленные, двухчастные («Где умному горе, там дураку веселье»), реже – многочленные, многочастные («Жена у меня, что сварит – прольет, испечет – сожжет, сажает в печь пирожки, а вынимает крышки да горшки»). Некоторые пословицы отличаются нарочито юмористическим ироническим содержанием («Денег – куры не клюют»), игрой слов, переосмыслением слов, повтором отдельных слов или словосочетаний.
Язык пословиц отличается краткостью, образностью и выразительностью. Многие пословицы рифмуются, благодаря чему их легче запомнить. Рифма в пословицах разнообразная – это и простое созвучие окончаний и сложная рифмовка средних слогов. В пословицах встречаются и звуковые повторы – аллитерации (повторение согласных) и ассонансы (повторение гласных): «Старость – не радость, смерть – не корысть», «Укатали бурку крутые горки».
Собирание и изучение пословиц началось давно, первое дошедшее до нас собрание русских пословиц относится к концу XVII века. Это – «Повести или пословицы всенароднейшие по алфавиту», составитель остался неизвестным, в собрание вошло более двух с половиной тысяч пословиц. Научное изучение пословиц было начато М.В.Ломоносовым, именно он стал рассматривать пословицы как материал для изучения русского языка, отмечал, что в «этом жанре с наибольшей яркостью проявился народный ум, выразился в краткой форме итог народной мудрости».
С середины XVIII века пословицы стали публиковаться в журналах, а затем появились и печатные сборники (Н.Курганов, А.Барсов). В XIX веке собиранием пословиц занимались А.Востоков, И.Снегирев, Ф.Буслаев и др. Большим событием в науке был сборник В.И.Даля «Пословицы русского народа» (1861-1862), который переиздавался много раз. В сборник включено около двадцати пяти тысяч пословиц, которые были собраны в различных областях России. В дальнейшем интерес к собиранию и изучению пословиц оставался стабильно высоким, почти все известные фольклористы издали сборники пословиц (П.Н.Рыбников, И.А.Худяков). В ХХ веке сохраняется интерес к изучению этого жанра, так как многие писатели считали его ценнейшим материалом для изучения русского языка.
В настоящее время достаточное внимание ученые уделяют изучению проблемы: «Пословицы в художественной литературе». Отмечено, что ряд пословиц включен в летописи и другие древнерусские произведения. Много пословиц вошло в басни И.А.Крылова. Их использовали в своих произведениях А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Н.А.Островский. Хорошо знал народное творчество А.М.Горький, он подчеркивал то большое значение, какое имели пословицы для выработки стиля его произведений: «Я очень многому учился на пословицах, иначе – на мышлении афоризмами». А.М.Горьким созданы и книжные афоризмы: «Человек – это звучит гордо», «Рожденный ползать – летать не может».
ПОГОВОРКИ
Поговорки – устойчивые, краткие и легкие выражения, близкие к пословицам и по содержанию и по форме. В.И.Даль дает такое определение поговорке: «Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, это одна первая половина пословицы».
По форме пословицы всегда представляют законченные предложения, чаще всего двухчастные. Поговорка же ограничена только наблюдением, в ней нет выводов, она просто украшает речь, делает ее образной. М.А.Рыбникова отмечает, что «поговорка – это “заготовка” выразительной речи... Поговорка дает образ, окольным путем характеризует явление». Поговорки употребляются чаще всего в связи с определенными лицами, их поступками, имеют совершенно конкретное содержание. Часто одно слово превращает пословицу в поговорку: «Чужими руками жар загребать легко» – пословица, а «Чужими руками жар загребать» – поговорка; «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица, а «Воду в ступе толочь» – поговорка.
Тематика поговорок более ограничена, они чаще всего представляют собой образно-эмоциональную характеристику людей, причем дают не только портретную характеристику («Красна, как маков цвет»), но могут представить и душевное состояние («Ходит именинником», «Волосы на себе рвет»). Поговорки могут давать эмоциональную оценку различным действиям людей («Переливать из пустого в порожнее»), а также их социальную характеристику («У него денег куры не клюют»).
В поговорках используются многие художественные средства, присущие пословицам: сравнения («Гол, как сокол»), метафоры («Убить двух зайцев»), гиперболы («в трех соснах заблудился»). Большинство поговорок не имеет рифм, но все они используют образные средства живого разговорного языка. Поговорки близки фразеологизмам (устойчивым сочетаниям слов), но они построены на иносказательной образности.
К пословицам и поговоркам близки прибаутки, присловья, скороговорки, меткие слова. Но их основная функция – развлекательность, художественное украшение речи. В пословицах и поговорках всегда присутствует воспитательное значение, а у всех названных типов народной речи свое, специфическое назначение. Скороговорки – фразы, трудные для произношения, они приучают к четкому выговариванию слов («На дворе – трава, на траве – дрова»). Прибаутки – остроумные, часто комические народные выражения («Хороша Маша, да не наша»). Афоризмы – устойчивые выражения не фольклорного, а книжного характера, часто можно назвать автора афоризма.
В фольклористике нет четкой дифференциации жанров «пословицы» и «поговорки». Некоторые исследователи (В.П.Аникин и др.) даже используют понятия «пословично-поговорочная образность», «пословично-поговорочный жанр» и т.п. Собирание и изучение поговорок шло одновременно с собиранием и изучением пословиц. В большинстве фольклорных сборников пословицы и поговорки публикуются и рассматриваются недифференцированно, что мешает четко определить их жанровое своеобразие.
* * *
На сходство пословиц и поговорок разных народов обращали внимание многие исследователи. Сходство пословичных изречений объясняется общностью исторического опыта и идеологии, заимствования, экономическими и культурными контактами. Часто армянские и русские пословицы передают одни и те же смысловые ситуации, что приводит к проявлению сходства. Пословицы и поговорки – это явления языка, они оформляются по грамматическим законам, присущим данному языку, что надо учитывать при сопоставительном изучении пословиц разных народов. Сходство пословиц объясняется и тем, что в них отражается одни и те же типические ситуации, что подкрепляется совпадением по грамматической структуре, но реалии, которые отражают местные особенности, чаще всего разные. «Из слов плова не сваришь, нужны рис и масло», – говорят армяне. Русские оформляют ту же мысль с помощью своих бытовых реалий: «Из разговоров щи не сваришь, нужны капуста и мясо». По выражению армян, «Язык и до Иерусалима доведет», русских – «Язык до Киева доведет». Пословицы, совпадающие по смыслу, могут отличаться по языковой структуре. Например: «От хвастуна дела не дождешься» (армянская) – отрицательное предложение; «Хвалилась синица море спалить» (русская) – утвердительное предложение.
В предметно-образном составе пословиц отражено своеобразие природных условий Армении, ее животного и растительного мира: «Если брат брату поможет, они гору на гору поставят»; «Когда нет коня, то и осел сгодиться». Пословицы включают названия растений (реган, виноград, хурма и т.д.), этнографические понятия (карас, трехи и т.д.), названия национальных блюд (хаш, шашлык, тан и т.д.). В пословицах и поговорках возможно употребление местных географических названий, армянских имён (Карапет, Петрос, Хачик и т.д.). Язык армянских пословиц отражает особенности многочисленных наречий и говоров, на которых армянский народ говорил в течение ряда веков.
Читательская лаборатория Как определить основную тему произведения
Читательская лаборатория
Как определить основную тему произведения
Как бы ты ответил на вопрос «О чем баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?». Ответы могут быть самыми разными: произведение о ратных подвигах князя Олега, о мудрости кудесников, о смерти князя Олега от своего коня. В каждом из этих ответов есть определенная доля правильного понимания того, о чем рассказано в этом произведении, что стало предметом повествования в балладе, то есть темой.
Как правило, в любом произведении изображается широкий круг событий, действуют несколько персонажей, поэтому можно говорить не просто о теме, а о тематике произведения. Мы же будем учиться определять основную, главную тему художественного произведения.
Для того чтобы верно понять основную тему произведения, ты прежде всего должен определить, о каком событии речь идет на протяжении всего произведения, какое событие является объединяющим в произведении.
Главным событием, определившим судьбу князя Олега в пушкинском повествовании, становится предсказание «вдохновенного кудесника»: «…Но примешь ты смерть от коня своего».
Предсказание волхва, «мудрого старца», «покорного Перуну одному», вестника «заветов грядущего», «в мольбах и гаданьях» проведшего век, удивляет князя Олега.
Обратись к тексту баллады. Перечитай строки, рассказывающие об отношениях князя Олега к предсказанию кудесника. Мудрый Олег отошлет коня: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…» – то есть прислушается к предсказанию кудесника. Но поверит ли в пророчество волхва? Читаем строки: «Олег усмехнулся…»
Вдумчивому читателю эти слова скажут многое: предсказание волхва вызвало усмешку, значит, герой не верит в возможность принять смерть от любимого друга-коня. Распоряжения Олега, которые он отдаст слугам, подтверждают мысль:
Покройте попоной, мохнатым ковром;
   В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
   Водой ключевою поите.
О чем свидетельствует такое поведение героя? Не только о том, что князь Олег заботится о коне, но и о том, что он пытается обмануть судьбу, предсказанную кудесником. Становится очевидным конфликт, на основе которого развивается сюжет: конфликт князя Олега и кудесника (его предсказания). Суть конфликта – желание князя Олега избежать предначертанной ему свыше судьбы, обмануть ее. Ты убедился, что все события в тексте объединены основным конфликтом. Запомни: определение основной темы произведения всегда связано с главным конфликтом (столкновением, противоборством), на основе которого строится развитие действия в произведении.
Особого напряжения повествование баллады достигает в сцене, когда князь Олег узнает о смерти своего любимца:
                        …Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
   Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня.
И если в предыдущих сценах князь Олег еще сомневался в истинности предсказания, то теперь он открыто провозглашает свое неверие. Князь Олег бросает вызов кудеснику, а значит, предсказанию свыше, бросает вызов судьбе. Такой момент в художественном произведении называется кульминацией, потому что конфликт достигает критической точки своего развития и требует немедленного разрешения.
Как же разрешается конфликт? Разрешение основного конфликта всегда подскажет тебе, правильно ли ты определил основную тему произведения. За кульминацией всегда следует развязка конфликта. Князь Олег приезжает на «холм крутой», где «лежат благородные кости» и где сбудется предсказание кудесника:
«Так вот где таилась погибель моя!
   Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змея
   Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
Теперь мы можем определить главную тему баллады.
Ответ на вопрос: «О чем это произведение?» можно построить в виде предложения, подводящего итог твоим размышлениям: А. С. Пушкин создал произведение, в котором основной темой является тема неотвратимости смерти князя Олега от своего коня как тема неотвратимости судьбы человека, предначертанной ему выше.
Итак, если названная тобой тема (например, тема ратных подвигов князя Олега) не связана с конфликтом произведения, то она не является основной. Основная тема всегда связана с главным событием, с характером главного героя, его взаимоотношениями с другими героями и определяется сутью главного конфликта, на основе которого развивается действие в произведении.
Поделитесь на страничке
. Определение фольклора и его значение.
2. Специфика фольклора как вида искусства (коллективность, традиционность, устность, народность, вариативность, синкретизм).
3. Система жанров русского фольклора. Взаимосвязи фольклорных жанров.
4. Историческое развитие русского фольклора.

Термин «фольклор» был введен в 1846 году английским ученым Джоном Томсом. Во второй половине 19 века англичанами был введен и термин «фольклористика» для обозначения науки о фольклоре. В переводе с английского «folk» -народ, «lore» - знание, мудрость, предание.
Специфика фольклора как вида искусства. Фольклор – искусство, художественное творчество. По этой причине своеобразие фольклора обычно выявляют через сравнение его с художественной литературой. Таким образом рассматривает специфику фольклора В.П.Аникин в своем пособии «Русский фольклор» (М, 19877).
Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бы
Ответы
Айман
Айман Замечательный материал 6 месяца(-ев) назад
loader
loader
Attachment