Доступные файлы

Файлы не загружены.

Похожие обсуждения

Калашникова О.В. Началось обсуждение Калашникова О.В. 4 года/лет назад
Создание условий для развития креативного мышления в процессе реализации программы   внеурочной деятельности 
Появление новых вызовов времени диктует и новые требования к содержанию, условиям реализации и результатам образовательного процесса на всех его уровнях. Априори можно утверждать, что формирование креативного мышления обучающихся только в условиях классно-урочной системы невозможно, даже если активно внедрять различные инновационные педагогические модели и технологии. Поэтому образовательные результаты школьника являются содержательной и критериальной основой для разработки программ внеурочной деятельности.

Очевидно, что внеурочная деятельность должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение индивидуальных потребностей и интересов обучающихся. Свобода в выборе содержания и организационных форм, с одной стороны, создает уникальные условия для развития обучающихся, выявления и раскрытия их потенциальных возможностей, с другой – накладывает определенную ответственность на педагога: не будет ли это просто дополнительной нагрузкой на школьников?

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Формы организации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно, с учетом потребностей, интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей). Право выбора направлений и форм внеурочной деятельности имеют родители (законные представители) обучающегося при учете его мнения до завершения получения ребенком основного общего образования.

Организуя внеурочную деятельность, необходимо ориентировать школьников на творческие решения; создавать условия для проявления инициативы; поощрять различные творческие проекты (создание исследовательских проектов, креативное решение математических задач, художественных произведений, дизайн одежды, и т.д.); предоставлять возможность действовать самостоятельно; воспитывать у обучающихся осознание ценности творческих черт своей личности; ориентировать на профессиональное становление.

Значительной содержательной и методической поддержкой формирования креативности обучающихся, естественной средой для развития уникальных способностей обучающихся являются предметные школы или клубы по интересам. Примером таких школ/клубов могут стать:

• филологическая школа (литературный клуб), которая бы объединила творческих школьников: поэтов, писателей, журналистов, художников – иллюстраторов и их наставников;

• эколого-биологическая школа (клуб юных экологов), главной целью которой может стать воспитание нового поколения людей, обладающих биоцентрическим мышлением, решающих проблемы общества с учётом экологических потребностей человечества, с заботой о будущем планеты Земля;

• лингвистическая школа (клуб юных лингвистов);

• IT-школа (программирование, образовательная робототехника и 3D-моделирование) и т.п.

Все более популярными становятся летние многопрофильные школы, которые призваны организовать интересный активный отдых для ребят одновременно с познавательной деятельностью, которая облечена в легкую игровую форму.

Основным механизмом реализации, наряду с традиционной учебной деятельностью, является система сквозных интегрированных развивающих программ. Программы формируют информационные, коммуникативные компетенции, общеинтеллектуальные умения, лидерские качества, навыки командной работы, здорового образа жизни, способствуют развитию креативного мышления.

Как правило, такие программы включают комплекс мероприятий, направленных на формирование компетенций в исследовательской деятельности, обеспечивает развитие навыков универсальных учебных действий, работы с информацией, техники публичного выступления, коммуникативных, организационных и имиджевых компетенций, обеспечивает возможности для выбора обучающимися сферы профессиональной деятельности.

Содержанием исследовательских работ могут являться: теоретические исследования в выбранной области; опытно-экспериментальные исследования; выполнение индивидуальных проектов (в том числе технических) с элементами исследования; индивидуальные творческие работы с элементами исследования; решение конкретных познавательных исследовательских задач, ориентированных на развитие креативности.

Традиционно на развитие креативного мышления направлена система подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам различного уровня включает в себя следующие элементы:

● организация многоуровневой системы подготовки учащихся к олимпиадам: уроки, предметные кружки, факультативы, элективные курсы, индивидуальные консультации учителей гимназии и преподавателей вузов; выезд на подготовку к олимпиадам в другие города; участие в летних и зимних предметных школах для одарённых детей;

● организация участия в предметных олимпиадах и конкурсах различного уровня;

● научно-методическое сопровождение одарённых детей - лидеров олимпиад: создание творческих лабораторий по каждому предметному направлению с привлечением преподавателей вузов; работа предметных школ; организация занятий в лабораториях и научных центрах вузов; организация научной практики, экспедиций и т.п.;

● мониторинг итогов олимпиад различного уровня: анализ результативности системы подготовки и её коррекция; мониторинг результатов участия в олимпиадах каждого ученика в течение всех лет обучения в гимназии;

● стимулирование работы учеников путем награждения грамотами, премирования, освобождения от переводных экзаменов.

Априори можно утверждать, что развитию креативного мышления будет способствовать комплекс мероприятий высоко мотивированной учебной, коммуникативной и творческой деятельности обучающихся, например:

● физико-математический праздник: поиск нестандартных и творческих решений самых сложных математических задач в коллективной творческой

деятельности — отличительная особенность праздника (ученики могут соревноваться между собой в индивидуальном и командном первенствах);

● интеллектуальный интегрированный марафон «Вехи истории» может объединять обучающихся и учителей – любителей истории, литературы и искусства;

● лингвистический турнир: основной целью обучения иностранным языкам является овладение учащимися коммуникативными умениями во всех видах речевой деятельности, а также развитие языковых, интеллектуальных, познавательных и креативных способностей и готовности к участию в межкультурном общении.

● клуб интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и др.

Таким образом, внеурочные занятия, по своей сути, предоставляют уникальную возможность для развития креативного мышления обучающихся через включение их в различные виды деятельности, создают условия для личностного и профессионального самоопределения школьников, формирования их ценностных установок, активной жизненной позиции, выбора траектории жизненного пути и т.п. Из позиции пассивного созерцателя школьник переходит в позицию активного субъекта образовательной деятельности.

Таким образом, к внешним педагогическим условиям, необходимым для проявления и развития творческих способностей, развития креативного мышления можно отнести:

● наличие информационно обогащенной, нерегламентированной, разнообразной познавательной среды с демократическими отношениями для поддержания интереса; творческой атмосферы, обеспечение оптимальных условий для реализации возможностей каждого ребенка;

● раскрытие возрастных и индивидуально-личностных особенностей и их максимальный учет в учебно-воспитательном процессе через дифференциацию обучения на основе личностно-деятельностного подхода;

● гибкая диагностическая система взаимосвязи «учитель-ученик» (разные методы этой системы) для оперативного получения информации об уровне продвижения обучающегося;

● наличие образцов творческого поведения и креативного мышления;

● мотивационное управление (метод мотивации в управлении) со стороны учителя;

● высокая организация и взаимообусловленность всех звеньев учебно-воспитательного процесса, его непрерывность, направленность на развитие творческих способностей и креативного мышления;

● комплексный подход к выявлению и развитию творческих способностей и креативного мышления обучающихся.

Ответы
Ирина Алексашина
Ирина Алексашина Спасибо за информацию. Учителя ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный Алексашина И.В., Соколова О.И., Евграфова О.Н., Титоренко Т.В., Крючкова Л.В., Дружинина Г.П,... Показать больше 4 года/лет назад
loader
loader
Attachment